Календарь праздников
Праздники в детском саду
В течение учебного года в ДОУ планируются мероприятия в соответствии с календарными праздниками российского и международного значения. В соответствии с этим в работе используется перспективное планирование «Календарь праздников».
Праздники в детском саду — это особая форма деятельности дошкольников. Цель праздников — обогатить опыт детей новыми яркими, радостными впечатлениями, создать условия для их творческой самореализации, проявления инициативы и самостоятельности, позитивного общения с другими детьми и взрослыми.
Виды праздников:
-
Народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины.
-
Государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.
-
Международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день.
-
Православные: Рождество Христово, Пасха, Троица и др.
-
Бытовые и семейные: день рождения, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе.
-
Праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник «Мыльных пузырей», «Оригами» и др.
Правила посещения праздников
- Приходить в зал без опоздания за 5-10 минут до начала назначенного времени
- Не забудьте взять с собой сменную обувь. В детском саду меняют обувь и дети и взрослые — из соображений общей чистоты и личной гигиены
- Нарядную одежду для детей следует приносить с утра, даже если праздник будет проводиться после обеда
- На празднике следует вести себя тихо, не разговаривать и не вмешиваться в процесс мероприятия
- Не забудьте отключить сотовые телефоны. Звонки ваших мобильных телефонов могут сбить с курса и детей, и педагогов
- Благодарите детей аплодисментами!
И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников, которые также называют утренниками. Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям представляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания. Но утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника.
Правила поведения родителей на детских утренниках:
- Придя на праздник, помните, что он организован для всех детей, а не только для Вашего ребенка.
- Праздник в детском саду проводится не для родителей, а для детей.
- Вход в музыкальный зал разрешается в сменной обуви (бахилах) и без верхней одежды ( в холодное время года).
- Бурные реакции в ходе утренника могут помешать детям и воспитателю, который ведет утренник. Это отвлечет их от самого праздника.
- Если Вы вдруг увидели, что вашему ребенку нужно поправить костюм, не волнуйтесь и не пытайтесь поправить это, зовя его к себе. -Воспитатель обязательно увидит проблему Вашего ребенка и обязательно поможет ему.
- Во время проведения утренника запрещается пользоваться сотовыми телефонами. Их необходимо предварительно отключить.
- Фото и видео съемка может быть произведена только со своего места.
- Излишняя фото- и видеосъемка отвлекает детей, поэтому не следует ходить по залу с кинокамерой или фотоаппаратом делать ребенку жесты, обращать его внимание только на вашу камеру, мешая ему и другим детям наслаждаться праздником и нарушает праздничный настрой.
- Во время утренника родителям запрещается переходить с одного места на другое, вставать со своего места.
- Не желательно присутствие на празднике детей (среди гостей) более младшего возраста, так как они не могут сохранять внимание и отвлекают «артистов» плачем, выкриками, хождением по залу.
- Если вдруг, читая стихи или слова своей роли, Ваш ребенок забыл текст, не следует выкрикивать подсказку с места. Музыкальный руководитель и воспитатель тихонько подскажут ребенку.
- По предложению музыкального руководителя, воспитателей и детей родители могут принимать участие в проведении детского утренника (играх, танцах и пр.) и уметь поддерживать положительные эмоции детей.
- Помнить о том, что родители – образец для подражания своим детям, поэтому следует избегать комментариев негативного характера.
- Вы решили, что Ваш ребенок не полностью раскрыл свои возможности на утреннике – не беда. Впереди масса интересных праздников и развлечений, где Ваш ребенок еще сможет показать свои таланты.
- Не беспокойтесь о том, что чей-то ребенок может то, чего ваш пока не умеет. Настанет время, когда Ваш малыш все это сделает с не меньшим успехом. Мы вместе с вами поможем ему в этой победе!
- Никогда не сравнивайте детей друг с другом. Всегда сравнивайте с самим собой. Пусть его личные успехи и достижения порадуют Вас.
- Помните: утренник для всех детей! Участвовать в празднике: петь песни, танцевать, читать стихи, разыгрывать сценки хотят все дети.
- Умейте порадоваться за всех маленьких артистов!
Есть и другие, более важные цели и причины.
Зачем нужны праздники в детском саду
Во-первых, подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться.
Во-вторых, детсадовский утренник – это своего рода отчет воспитателей перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми.
В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома.
Если спросить детей, что такое праздник , они тут же ответят: радость, волшебство, сладости, веселье. Важно слышать голос ребенка и помнить, что на празднике радость намного важнее дидактики и отчета. Праздники с друзьями и близкими людьми, ожидание чуда. Праздник - это всегда событие которое эмоционально значимо для ребенка и в котором он лавный участник. Возможно ли в детском саду сделать такой праздник? Да, если сместить акцент с демонстрации детских достижений родителям на объединяющую роль праздника, предполагающую разделенную радость и ощущение чуда. На таком празднике дети за ранее не знают всего, что будет происходить. Праздник тесно связан с жизнью группы и детскими интересами. Сценарий у него рамочный, предполагающий импровизацию, открытый для детей, придуманный именно для них. Праздник планируется как кульминация какого-то события из детской жизни.
Как проходят праздники в детском саду
Тем, кто идет на праздник в детском саду, будет интересно узнать, что собой представляет данное мероприятие. Все утренники имеют музыкальную, танцевальную и игровую составляющую. Завершающим этапом любого праздника является непременное награждение подарками и возможность пообщаться с родителями.
Праздники в детском саду могут проходить в разных формах:
-
Утренник. Дети исполняют заранее выученный репертуар в соответствии с темой праздника.
-
Музыкально-литературная композиция или театрализованное действие на основе определённого сюжета.
-
Праздничный концерт. Дети совместно со взрослыми участвуют в мероприятии.
-
Комплексные или тематические занятия. Например, День защитника детей, День защитника Отечества.
-
Спектакль на основе литературного или музыкального произведения.
-
Праздник на основе фольклорного материала. При его проведении важны знания детей о народных традициях.
-
Экскурсия с выступлениями детей. Например, Международный день музыки в музыкальной школе.
Структура праздника может включать:
-
танцы,
-
пение,
-
художественное слово,
-
инсценирование стихов, сказок,
-
постановку пьес,
-
шутки, репризы, сюрпризы,
-
игры,
-
игру на детских музыкальных инструментах,
-
оформление зала,
-
привлечение родителей.
Подготовка к празднику в детском саду
Если вашему ребенку досталось домашнее задание к празднику в виде стихов, которые нужно выучить, то постарайтесь обыграть этот момент так, чтобы ребенок воспринял это, как развлечение, а не как что-то обязательное. Лучший способ выучить что-то наизусть – в многократном повторении, но ваша задача – сделать это ненавязчиво.
Подготовка к празднику в детском саду включает следующие этапы:
-
Перспективное планирование праздника, выбор темы.
-
Составление сценариев.
-
Работа с педагогами, детьми, родителями.
-
Подготовка и изготовление атрибутов и пособий.
-
Распределение ролей.
-
Разучивание стихов, песен, танцев.
-
Проведение праздника.
-
Подведение итогов мероприятий.
Подготовка к празднику осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Она отвечает интересам детей, учитывает их возрастные и индивидуальные особенности.
Методика проведения праздника
Какого события в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Все, что приносит радость, может стать праздником для ребенка.
В детстве, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья, формируется внутренний мир личности, так важно, чтобы ребенок воспринимал и познавал мир сквозь призму радости, положительных эмоций, которые повышают его активность и любознательность, способствуют духовному росту.
Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Он должен войти в жизнь ребенка ярким событием и остаться в памяти надолго. Недаром говорят, что впечатления раннего детства самые сильные, незабываемые. Пожалуй, каждый, перелистывая страницы своей жизни в зрелом возрасте, не может не вспоминать радостного волнения, ожидание чего-то необычного, значительного и сказочного в преддверии детского праздника. Живут в памяти: смех, веселье, игры, песни, яркие костюмы, подарки. Многие унесли из детства любимую песню, игру, память о совместных переживаниях с друзьями, воспитателями, родными.
Кроме того, праздник - важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов, способствует развитию у детей чувства прекрасного, красивого. Праздник - это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает то особое ощущение, которое мы называем праздничным.
Праздник - это нечто особенное и завораживающее для каждого ребенка. Дети ждут любого праздника с замиранием сердца, ведь праздник - это, прежде всего, торжество. Малыши не только с радостью наблюдают за происходящими празднествами, но и сами охотно принимают в них участие. Они активно развиваются, чувствуют свою причастность к празднику, налаживают дружеские отношения с коллективом и воспитателями, у детей развивается и укрепляется командный дух, появляется ощущение сплоченности коллектива. Именно здесь они узнают, как сочетать собственные удовольствия с выполнением обязательств, научатся совместной творческой деятельности, получат представления о том, что такое сценарии и правила, и, возможно, впервые проявят свои интересы и способности.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания. У дошкольников формируется дисциплинированность, культура поведения.
Разучивая песни, стихи, танцы у детей расширяется кругозор, развивается память, речь, воображение. Укрепляется и развивается детский организм, улучшается координация движений. Подготовка к праздникам и осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада.
Цель: создать условия для проведения праздников в ДОУ используя современные подходы.
Задачи:
- проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;
- выявить значение праздников для развития детей;
- определить особенности процесса подготовки и проведения праздников;
- определить основные виды праздников в ДОУ;
- проследить взаимосвязь образовательных областей;
- провести работу с родителями по организации праздников.
Предполагается использовать следующие методы исследования:
- анализ литературы по проблеме;
- наблюдение за процессом проведения праздника;
- беседы с воспитателями, родителями;
- анкетирование родителей.